Перенаселение Краснодара ‒ безвыходность или необходимость кардинальных перемен?
Перенаселение Краснодара ‒ безвыходность или необходимость кардинальных перемен?

Ещё 15 лет назад жители Кубани называли Краснодар большим провинциальным городом. Сейчас же это город-миллионник, реальное число жителей которого стремительно приближается к 2 млн человек.


 

Официальный статус миллионника столица Кубани получила в день своего 225-летия, которое отмечалось в 2018 году.


По данным Федеральной службы государственной статистики, население городского округа Краснодара на 1 января 2018 года составило более 990 тыс. человек. Фактическое число жителей к началу весны того же года превысило 1,4 млн человек, а годовой прирост, по словам экс-мэра города Евгения Первышова, составил около 130 тыс. человек.


 

На начало 2023 года официальная численность населения столицы Кубани превысила 1,2 млн жителей. За последние 10 лет этот показатель увеличился более чем в 1,5 раза.


И это только официальные данные. Реальные показатели численности населения, по данным разных источников, варьируются от 1,5 до 1,7 млн человек.


Казалось бы, рост численности населения ‒ положительный показатель, который говорит о высокой рождаемости и привлекательности региона для миграции. Но так ли хороша жизнь в Краснодаре, как показывают эти цифры?


 

Рождаемость и прирост населения


По данным Федеральной службы государственной статистики, Краснодарский край входит в тройку регионов с самой большой рождаемостью ‒ более 54 073 человек по данным 2022 года. К сожалению, по смертности этот регион тоже в передовиках ‒ 79 021 человек за аналогичный период. И вместо естественного прироста, наблюдается естественная убыль населения. Получается, что рост числа жителей Краснодара обеспечивается исключительно за счёт миграционной составляющей.


 

Как известно, мигранты оказывают дополнительную нагрузку на социальную инфраструктуру. Ещё 7 лет назад экс-мэр города Евгений Первышов заявил о том, что каждый приезжий увеличивает бюджетную нагрузку примерно на 4 млн. рублей в год. Такая сумма необходима для строительства и ремонта дорог, обеспечения мест в образовательных учреждениях и обслуживания в медицинских.


При этом для местных жителей очевидно, что развитие всех этих сфер сильно отстаёт от темпов роста численности населения.


 

Дороги и общественный транспорт


Дороги в центре Краснодара практически не вызывают нареканий, чего нельзя сказать об окраинах. В новых районах дома в буквальном смысле возводятся посреди полей, а обеспечение подъездных путей откладывается на потом.


 

При этом ширина краснодарских дорог абсолютно не предназначена для имеющегося количества автомобилей. Пробки в утренние и вечерние часы стали круглогодичной «нормой», а в летнее время заторы на дорогах наблюдаются практически круглосуточно.


По данным британского статистического агентства Regtransfers, в 2020 году Краснодар занял 18-е место в мировом рейтинге городов с самыми большими пробками и 2-е ‒ в Российском, расположившись сразу за Москвой.


 

Решить вопрос пробок мог бы общественный транспорт, но у него самого немало проблем. В некоторые районы города ходят всего лишь 1-2 маршрутки. Часто люди вынуждены пользоваться такси, добираться пешком или с несколькими пересадками. Из-за высокой стоимости проезда последний вариант нередко обходится дороже, чем перемещение по Москве.


Только в 2023 году власти объявили о программе развития трамвайной сети в новые районы Краснодара с помощью компании "Синара – транспортные решения". Новые ветки протянут в район Западного обхода, ТРК Красная площадь, Восточно-Кругликовский и Гидростроителей.

 

 

Места в медицинских и образовательных учреждениях


Группы в детских садах по 40 и более человек уже стали нормой для жителей Краснодара. Та же ситуация наблюдается в школах, где растёт не только наполняемость, но и количество классов. Уже давно кроме привычных обозначений «А», «Б» и «В» там используются и последующие буквы алфавита. Первый рекорд по этому показателю в 2021 году поставила школа №71, где было набрано 33 первых класса, занявших все буквы «от А до Я».


 

В медицинских учреждениях складывается похожая ситуация. С 2010 по 2021 год в больницах Краснодарского края не было увеличения коечного фонда: число коек в 2010 году составляло 42,7 тыс., а к 2021 году снизилось до 42,5 тыс. При этом численность населения региона за тот же период выросла почти на 9%.


Недостаток койко-мест и огромные очереди в поликлиниках отрицательно сказываются на здоровье жителей южной столицы. При этом наблюдается и недостаток кадров: по словам вице-губернатор региона Анны Миньковой в поликлиниках и больницах региона не хватает около 2,5 тыс. врачей и 3,4 тыс. работников среднего медперсонала.


 

Многоэтажная застройка


Несмотря на всё вышеуказанное в Краснодаре не останавливается строительство многоэтажек. Новые и новые «человейники» возводят как в историческом центре, так и в других районах города. Это стимулирует приток нового населения и усугубляет без того накалённую обстановку в городе. Кроме того, в Краснодаре наблюдается энергодефицит и проблемы с водоснабжением.


 

Нескончаемое строительство оказывает негативное влияние и на экологию ‒ темпы возведения зданий значительно опережают темпы озеленения. Воздух не успевает очищаться, что ухудшает качество жизни и способствует развитию заболеваний.


 

Есть ли выход?


Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев официально заявил о перенаселённости южной столицы в январе этого года. По его мнению, выходом из ситуации должно стать развитие городской агломерации, которое поможет разгрузить центр.


Буквально на днях, 19 октября, глава региона анонсировал строительство очередного района на 270 тыс. человек. Но город и подъезды к нему и так стоят в 7-10 балльных пробках, а это вызовет новый приток мигрантов.


 

По мнению редакции ЮГ-24, единственным верным решением является остановка нового строительства до полного решения проблем с пробками, общественным транспортом, местами в учебных и медицинских учреждениях. Тем более в крае уже есть действующий пример такого радикального решения ‒ в Геленджике с 2019 года запрещено строительство новых многоэтажек до решения всех проблем с коммунальными ресурсами.

Следующим этапом должно стать строительство Восточного обхода города, а также соединение Западного и Южного в одну сеть. Затем необходимо перейти к решению медицинских и образовательных проблем.


Только после полной подготовки инфраструктуры в Краснодаре снова можно будет завести речь о строительстве новых районов города.


 

 

 

 

Инна Ердаева. Фото: ЮГ-24.



Главное

Перенаселение Краснодара ‒ безвыходность или необходимость кардинальных перемен?

22-10-2023, 14:13

Срочные оповещения об атаках БПЛА на Краснодар и Краснодарский край публикуются в нашем телеграм-канале

Ещё 15 лет назад жители Кубани называли Краснодар большим провинциальным городом. Сейчас же это город-миллионник, реальное число жителей которого стремительно приближается к 2 млн человек.


 

Официальный статус миллионника столица Кубани получила в день своего 225-летия, которое отмечалось в 2018 году.


По данным Федеральной службы государственной статистики, население городского округа Краснодара на 1 января 2018 года составило более 990 тыс. человек. Фактическое число жителей к началу весны того же года превысило 1,4 млн человек, а годовой прирост, по словам экс-мэра города Евгения Первышова, составил около 130 тыс. человек.


 

На начало 2023 года официальная численность населения столицы Кубани превысила 1,2 млн жителей. За последние 10 лет этот показатель увеличился более чем в 1,5 раза.


И это только официальные данные. Реальные показатели численности населения, по данным разных источников, варьируются от 1,5 до 1,7 млн человек.


Казалось бы, рост численности населения ‒ положительный показатель, который говорит о высокой рождаемости и привлекательности региона для миграции. Но так ли хороша жизнь в Краснодаре, как показывают эти цифры?


 

Рождаемость и прирост населения


По данным Федеральной службы государственной статистики, Краснодарский край входит в тройку регионов с самой большой рождаемостью ‒ более 54 073 человек по данным 2022 года. К сожалению, по смертности этот регион тоже в передовиках ‒ 79 021 человек за аналогичный период. И вместо естественного прироста, наблюдается естественная убыль населения. Получается, что рост числа жителей Краснодара обеспечивается исключительно за счёт миграционной составляющей.


 

Как известно, мигранты оказывают дополнительную нагрузку на социальную инфраструктуру. Ещё 7 лет назад экс-мэр города Евгений Первышов заявил о том, что каждый приезжий увеличивает бюджетную нагрузку примерно на 4 млн. рублей в год. Такая сумма необходима для строительства и ремонта дорог, обеспечения мест в образовательных учреждениях и обслуживания в медицинских.


При этом для местных жителей очевидно, что развитие всех этих сфер сильно отстаёт от темпов роста численности населения.


 

Дороги и общественный транспорт


Дороги в центре Краснодара практически не вызывают нареканий, чего нельзя сказать об окраинах. В новых районах дома в буквальном смысле возводятся посреди полей, а обеспечение подъездных путей откладывается на потом.


 

При этом ширина краснодарских дорог абсолютно не предназначена для имеющегося количества автомобилей. Пробки в утренние и вечерние часы стали круглогодичной «нормой», а в летнее время заторы на дорогах наблюдаются практически круглосуточно.


По данным британского статистического агентства Regtransfers, в 2020 году Краснодар занял 18-е место в мировом рейтинге городов с самыми большими пробками и 2-е ‒ в Российском, расположившись сразу за Москвой.


 

Решить вопрос пробок мог бы общественный транспорт, но у него самого немало проблем. В некоторые районы города ходят всего лишь 1-2 маршрутки. Часто люди вынуждены пользоваться такси, добираться пешком или с несколькими пересадками. Из-за высокой стоимости проезда последний вариант нередко обходится дороже, чем перемещение по Москве.


Только в 2023 году власти объявили о программе развития трамвайной сети в новые районы Краснодара с помощью компании "Синара – транспортные решения". Новые ветки протянут в район Западного обхода, ТРК Красная площадь, Восточно-Кругликовский и Гидростроителей.

 

 

Места в медицинских и образовательных учреждениях


Группы в детских садах по 40 и более человек уже стали нормой для жителей Краснодара. Та же ситуация наблюдается в школах, где растёт не только наполняемость, но и количество классов. Уже давно кроме привычных обозначений «А», «Б» и «В» там используются и последующие буквы алфавита. Первый рекорд по этому показателю в 2021 году поставила школа №71, где было набрано 33 первых класса, занявших все буквы «от А до Я».


 

В медицинских учреждениях складывается похожая ситуация. С 2010 по 2021 год в больницах Краснодарского края не было увеличения коечного фонда: число коек в 2010 году составляло 42,7 тыс., а к 2021 году снизилось до 42,5 тыс. При этом численность населения региона за тот же период выросла почти на 9%.


Недостаток койко-мест и огромные очереди в поликлиниках отрицательно сказываются на здоровье жителей южной столицы. При этом наблюдается и недостаток кадров: по словам вице-губернатор региона Анны Миньковой в поликлиниках и больницах региона не хватает около 2,5 тыс. врачей и 3,4 тыс. работников среднего медперсонала.


 

Многоэтажная застройка


Несмотря на всё вышеуказанное в Краснодаре не останавливается строительство многоэтажек. Новые и новые «человейники» возводят как в историческом центре, так и в других районах города. Это стимулирует приток нового населения и усугубляет без того накалённую обстановку в городе. Кроме того, в Краснодаре наблюдается энергодефицит и проблемы с водоснабжением.


 

Нескончаемое строительство оказывает негативное влияние и на экологию ‒ темпы возведения зданий значительно опережают темпы озеленения. Воздух не успевает очищаться, что ухудшает качество жизни и способствует развитию заболеваний.


 

Есть ли выход?


Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев официально заявил о перенаселённости южной столицы в январе этого года. По его мнению, выходом из ситуации должно стать развитие городской агломерации, которое поможет разгрузить центр.


Буквально на днях, 19 октября, глава региона анонсировал строительство очередного района на 270 тыс. человек. Но город и подъезды к нему и так стоят в 7-10 балльных пробках, а это вызовет новый приток мигрантов.


 

По мнению редакции ЮГ-24, единственным верным решением является остановка нового строительства до полного решения проблем с пробками, общественным транспортом, местами в учебных и медицинских учреждениях. Тем более в крае уже есть действующий пример такого радикального решения ‒ в Геленджике с 2019 года запрещено строительство новых многоэтажек до решения всех проблем с коммунальными ресурсами.

Следующим этапом должно стать строительство Восточного обхода города, а также соединение Западного и Южного в одну сеть. Затем необходимо перейти к решению медицинских и образовательных проблем.


Только после полной подготовки инфраструктуры в Краснодаре снова можно будет завести речь о строительстве новых районов города.


 

 

 

 

Инна Ердаева. Фото: ЮГ-24.



Оцените статью:
нравится0
не нравится0
00
Сообщить об ошибке!
Поделиться с друзьями:

Добавить «Yug-24.ru» в список ваших источников:
Последние новости
  • Yug-24.ru
  • »
  • Главное
  • »
  • Перенаселение Краснодара ‒ безвыходность или необходимость кардинальных перемен?