«Подобных проектов в современной истории края ещё не было. Уверен, он станет предметом восхищения и образцом грамотного градостроительства», ‒ губернатор Вениамин Кондратьев.
«Новый Краснодар» ‒ так успели прозвать в народе нашумевший проект района, который должен стать полноценным городом внутри города. В нём будут свои микрорайоны, краевая больница, крупнейший онкологический центр, 11 храмов, 45 детских садов, 21 школа и даже аквапарк на площади 7,5 Га. Туда может переместиться даже Администрация Краснодара, чтобы снизить транспортную нагрузку на центр города. Планируется, что район станет культурным и бизнес-центром.
На площади 1500 Га только официально планируется проживание 270 000 человек, что сравнимо с численностью населения Новороссийска. Но столица Кубани и без того славится перенаселением и всеми вытекающими из него последствиями: пробками, нехваткой мест в детских садах и школах, дефицитом коек в больницах, а также недостатком врачей и среднего медперсонала.
Так есть ли необходимость строить новые жилые дома в Краснодаре?
Рынок новостроек
По данным Росстата, 2023 год стал в России рекордным по новострою. Объём ввода жилья в эксплуатацию по всей стране составил 110 440 000 кв. м., 6,9% из которых взял на себя Краснодарский край. На Кубани было введено в эксплуатацию 7 600 000 кв. м жилой недвижимости: 3 400 000 кв. м ‒ в многоквартирных домах, а 4 200 000 кв. м ‒ в индивидуальных домовладениях. Южный регион занимает лидирующие позиции в рейтинге возводимой недвижимости уже не один год. По итогам 2023 года Краснодарский край занял второе место, расположившись сразу за Московской областью, в которой в эксплуатацию было введено 12 500 000 кв. м жилья.
Но внутренняя потребность неспособна выкупить такую площадь новостроя: объём строительства значительно превышает спрос, а значит, возводимые застройщиками многоэтажки рассчитаны на дополнительный приток населения в город. Но сможет ли столица Кубани без ущерба для уже живущих в ней граждан принять ещё почти 300 000 человек? Учитывая, что Краснодар и так перенаселён, этот вопрос кажется риторическим.
Строительство Восточного транспортного коридора как решение проблемы с пробками
Трафик ‒ одна из острых проблем Кубанской столицы. В рейтинге городов с самыми большими пробками Краснодар занимает 2-е место в России, пропустив вперёд лишь Москву. Проблему пытаются решить уже много лет. Но даже строительство платного объезда, который позволил туристам Краснодарского края не въезжать в город, не принесло желаемых результатов. Всё дело в том, что город продолжает расширяться. Он обрастает новыми районами, которые возводятся в буквальном смысле в полях без обеспечения необходимой инфраструктурной сетью, в первую очередь, это касается дорог.
Район «Новый Краснодар», который по своим масштабам превзойдёт все предыдущие, будет построен близ посёлка Новознаменского. Располагающийся там въезд в город и без грандиозного строительства давно парализован пробками.
В начале февраля Вениамин Кондратьев анонсировал долгожданное строительство Восточного транспортного коридора. Теоретически, он должен облегчить ситуацию с движением. Но первый из 4 этапов строительства дороги планируется завершить только летом 2027 года, а на выполнение всего объёма, по разным данным, потребуется до 6 лет. При этом работу над новой трассой ещё не начали, а многоэтажки уже возводят в чистом поле.
Без общественных обсуждений
В октябре прошлого года губернатор провёл совещание, на котором рассказал о планах по строительству нового района. Кроме того, Вениамин Кондратьев предложил провести общественные обсуждения проекта и принять итоговые решения, основываясь на мнении экспертов и жителей города.
Месяц спустя, главный архитектор Краснодарского края Илья Поздняков дал интервью Комсомольской правде, в котором рассказал, что «сама разработка проекта планировки новой территории закончится в апреле 2024 года».
Несмотря на все эти заявления, строительство многоквартирных домов на территории будущего «Нового Краснодара» стартовало в конце декабря. При этом жители Кубанской столицы так и не были привлечены к обещанным обсуждениям.
Не исполняются и другие наказы, которые глава региона дал на октябрьском совещании:
- начать комплексную застройку с магистральной инженерной инфраструктуры,
- создать развитую дорожную сеть,
- начать строительство социальных объектов одновременно со строительством жилых домов и вести их параллельно.
По факту техника снова работает «в чистом поле». Группа компаний «Точно» уже ведёт работы над строительством жилого комплекса «Первое место», и застройщик предлагает к приобретению квартиры с заселением в 2026 году.
Возникает вопрос: если с первых минут работы ведутся не в запланированной последовательности, сможет ли новый район действительно стать «предметом восхищения и образцом грамотного градостроительства» и не доставить при этом неудобств жителям города?